К сожалению, не все граждане в виду затруднительного финансового состояния либо иных причин могут позволить себе приобрести собственное жилье. Более того, некоторые категории населения в связи с той же инвалидностью либо принадлежностью к малоимущим не имеют шансов даже на улучшение собственных жилищных условий.
Именно поэтому в целях социальной поддержки вышеуказанным лицам и предоставляются жилые помещения из государственного фонда в соответствии с процедурой определенной законом.
Законодательный аспект вопроса
Учитывая, что население РФ является главным достоянием и, собственно, заботой органов государственной власти, на законодательном уровне издан ряд актов, которые регламентируют социальную защиту граждан России.
Так в частности, в силу ст.40 Конституции РФ каждое лицо имеет право на жилище в соответствии с установленными стандартами нормы площади и надлежащими условиями. При этом если гражданин в силу финансовых проблем не может обеспечить себя и свою семью жилым помещением, квартира предоставляется в бессрочное пользование за счет государства на безвозмездной основе либо за минимальную оплату.
Соответственно, для реализации права на жилье в отношении малоимущих категорий граждан либо лиц, находящихся в затруднительном положении, создан государственный жилищный фонд. Оговоренный фонд в порядке ст.19 ЖК РФ состоит из жилых помещений, принадлежащих РФ и муниципальным образованиям на местном уровне, которые собственно процесс распределения его и осуществляют в порядке очередности и в зависимости от социальной категории.
Так в частности, в рамках ст.49 ЖК РФ лицам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий и признаны таковыми в установленном законодательством порядке, предоставляются жилые помещения из расчета нормы квадратных метров на одного человека, но с учетом некоторых обстоятельств, допустим, той же инвалидности одного из претендентов либо тяжелого заболевания. То есть каждый случай заселения в социальную квартиру рассматривается индивидуально с учетом имеющейся недвижимости в фонде и потребностей той же малоимущей семьи в дополнительных квадратных метрах.
Кому положена данная помощь
Следует отметить, что далеко не все граждане РФ могут рассчитывать на получение жилого помещения за счет государственного фонда, учитывая, что квартиры предоставляются только тем лицам, которые действительно нуждаются в нем в силу тяжелых жизненных обстоятельств.
В частности, в рамках ст.51 ЖК РФ, получить право на жилищную помощь от государства возможно:
- лицам, которые не имеют собственного жилья в рамках покупки либо наследования, а также личные квартиры отсутствуют и у близких родственников, которые собственно входят в состав семьи;
- гражданам, а также членам их семей, которым не предоставлялось социальное жилье ранее;
- нанимателям социальных квартир, при условии, что площадь жилища в общем составляет менее учетной нормы из расчета на каждого проживающего;
- квартиросъемщикам муниципальных жилищ, находящихся в аварийном состоянии;
- гражданам, которые страдают тяжким заболеванием, к примеру, туберкулезом открытой формы, и не имеют возможности отселиться в отдельное помещение.
Также социальное жилье предоставляется лицам, которые проживают в аварийных домах, подлежащих сносу и льготным категориям населения в виду тех же заслуг перед РФ, в частности, ветеранам ВОВ, труда, боевых действий. И, конечно, право на государственные квартиры имеют малоимущие и многодетные семьи, которые в силу тяжелого финансового положения приобрести собственное жилье либо оплатить арендуемую квартиру не в состоянии.
При этом практически все вышеперечисленные категории могут претендовать на получение заветных квадратных метров только в порядке очереди, которая двигается достаточно медленно, учитывая, что строительство государственного жилья именно для социальных нужд осуществляется в минимальном размере, а квартиры, которые в настоящий момент уже находятся в социальном найме, освобождаются крайне редко.
И все же, некоторые граждане могут быть обеспечены жильем вне очереди в виду того, что ждать 20 лет получения государственной квартиры они не могут. В частности, к таковым относятся:
- дети-сироты, которых государство обязано обеспечить жильем после окончания интерната;
- больные хроническими заболеваниями, опасными для окружающих;
- военнослужащие, которые при увольнении в запас должны быть обеспечены жильем в порядке норм ФЗ №76;
- жители домов подлежащих сносу.
Условия получения
В соответствии с нормами ЖК РФ социальное жилье может быть предоставлено гражданам только при соблюдении следующих условий, в частности:
- Признании лиц нуждающимися в предоставлении жилых помещений либо улучшении имеющихся условий в связи с теми же учетными нормами квадратных метров на одного жильца или аварийным состоянием квартиры. То есть, если в однокомнатной квартире метражом в 25 м2 прописано и проживает три человека, а учетная норма составляет 18 м2 на одного, семье полагается квартира с большей площадью. Также квартиросъемщики могут претендовать на предоставление другого жилища в случае, если их дом подлежит сносу, опять же из расчета нормы квадратуры на каждого члена семьи.
- Постановки на учет, которая подразумевает подачу заявления в органы местного самоуправления с пакетом документов, подтверждающих необходимость в предоставлении другой квартиры в связи с присвоением статуса многодетной или малоимущей семьи, которая вправе рассчитывать на улучшение жилищных условий за счет государства в порядке социальной поддержки.
- Соблюдении норм ЖК РФ, которые утверждают и предоставление достоверных данных, и исключение намерений ухудшить условия проживания, с целью постановки на учет либо получении иных преференций. То есть, если семья живет в малогабаритной квартире и прописывает к себе несколько человек, с целью уменьшения учетной нормы метража на человека и получения права на социальное жилье большей площади, подобные действия расцениваются как намеренное ухудшение жилищных условий, которые грозят снятием с учета.
Необходимые документы
Порядок признания граждан нуждающимися в улучшении условий проживания либо предоставлении жилых помещений в силу федерального закона относиться к компетенции субъектов РФ, то есть в каждом регионе разработаны и определенные условия, и перечень документов, которые следует предоставить в те же местные администрации.
Так в частности, граждане должны предоставить следующие данные:
- удостоверение личности на каждого члена семьи, включая и детей, а также документы, подтверждающие родственные отношения, то есть те же брачные свидетельства, документы о рождении либо разводе;
- справку о составе семьи с указанием прописки и количеством фактически проживающих лиц, а также сроком регистрации не менее 10 лет в одном населенном пункте;
- справку из ЕРГП о наличии либо отсутствии в собственности у каждого из членов семьи личного жилья, а также документы об основаниях приобретения собственности (дарственная, завещание, договор купли-продажи);
- информацию о доходах всех членов семьи (справки с мест труда, из Центра занятости о наличии статуса безработного, из социальной защиты о выплате пособий, из тех же ВУЗов, если выплачивается стипендия);
- документы о стоимости имущества, находящегося в собственности (той же машины или земельного участка);
- данные о принадлежности к льготной категории, к примеру, тем же инвалидам, участникам боевых действий в виде удостоверений;
- документы о техническом состоянии жилого помещения, которое, к примеру, находится в ветхом либо аварийном состоянии;
- медицинское заключение, если вопрос предоставления жилья касается гражданина, страдающего тяжким заболеванием;
- документы о признании семьи малоимущей или многодетной.
Правила оформления
Постановка на учет в качестве нуждающегося в получении социальной квартиры еще не гарантирует улучшение жилищных условий в ближайшем будущем, за исключением тех случаев, когда жилье предоставляется во внеочередном порядке, к примеру, в случае, когда дом идет под снос и его жителей нужно срочно расселить. Более того, некоторые граждане ожидают получения долгожданной квартиры более 10-15 лет и это при том, что семейные обстоятельства меняются, и их постоянно приходится подтверждать посредством предоставления в местную администрацию очередного пакета документов.
Более того, нахождение в первых рядах очереди также не повышает шансы, в связи с тем, что освободившаяся квартира может быть однокомнатной в то время, как претендентами могут быть многодетные семьи, которым в соответствии с учетной нормой полагается, к примеру 3-х комнатная квартира. И, тем не менее, если жилое помещение соответствует заданным требованиям, для начала квартира обследуется комиссионно на предмет надлежащих условий проживания, о чем составляется акт, на основании которого и устраняются выявленные недостатки, посредством того же ремонта.
Затем гражданин уведомляется о наличии жилого помещения, и ему предлагается его осмотреть, после чего уже принимается решение органа местного самоуправления в порядке ст.57 ЖК РФ, и оформляется ордер на вселение, о чем новый квартиросъемщик уведомляется в течение 3-х дней. И, соответственно, на основании вышеуказанных документов заключается договор социального найма жилого помещения, который после вселения новых жильцов предъявляется уже в паспортный стол для регистрации по новому месту жительства и оформления лицевых счетов для оплаты текущих коммунальных платежей.
Региональные особенности
Естественно, каждый регион обладает собственным жилищным фондом, который состоит как из жилья, построенного в советские времена, так и из помещений, возведенных уже в настоящее время, конечно, в небольшом количестве и исходя из финансовых возможностей того же края или области. При этом в регионах проживает разное количество населения, которое может быть достаточно значительным в связи с тем же благоприятным климатом экономического развития и перспективой, что характерно для крупных городов и областных центров.
Соответственно, исходя из возможностей жилого фонда и, собственно, претендентов на получение социального жилья в каждом регионе разрабатывается Положение об условиях признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядке предоставления в социальный найм жилых помещений наряду с теми же учетными нормами на человека и прожиточным минимумом, которые конечно в каждом регионе разнятся. Учитывая, что и финансовые влияния за счет налогов, и площадь населенных пунктов, и плотность населения значительно отличается.
В частности, порядок обеспечения граждан жильем:
- в городе Москва регламентирован законом № 29 от 14.06.2006г.;
- в Питере утвержден Законом №407-65 от 19.07.2005
- в Челябинской области оформлен посредством Закона №389-ЗО
- в г. Сургут задействован Постановлением Администрации города №4558 от 04.07.2014г.
- в г. Симферополь утвержден Законом республики Крым №244-ЗРК/2016.